Консультация для родителей «Влияние современных мультфильмов на психическое состояние ребёнка»
Одним из эффективных инструментов развития и воспитания ребенка
является также анимация. Специалисты исследовали влияние мультфильмов на
психику детей и подтвердили их развивающую, познавательную и воспитательную
роль.
Образные, красочные и зрелищные мультфильмы близки, по своим
развивающим возможностям, к сказкам, играм и живому общению.
Согласно мнению детских психологов, «правильные» мультфильмы
могут стать хорошими помощниками родителей в воспитании.
Они способны:
- Развивать речь. Слушая грамотную и красивую речь героев
мультфильмов, малыши пополняют свой словарный запас, учатся говорить грамотно,
и красиво формулировать свои мысли и могут в хорошем смысле удивить родителей
некоторыми высказываниями и афоризмами.
- Развивать воображение, мышление и память. Ребенок учится
анализировать содержание мультфильма, сравнивать, обобщать, устанавливать
причинно-следственные связи.
- Обучать. Мультфильмы рассказывают об окружающем мире, с их
помощью ребенок может научиться считать, читать, говорить на иностранном языке,
изучать геометрические фигуры, цвета и получать различные энциклопедические
знания.
- Развивать творческие способности, воображение. Мультфильм питает
фантазию ребенка, оставляет яркие впечатления и может стать источником для
детского художественного и словесного творчества.
- Воспитывать. Персонажи мультфильмов учат доброте, искренности,
покладистости и сопереживанию. Показывают детям разные возможности
взаимодействия с миром, эталоны поведения (хорошего и плохого).
Однако, несмотря на очевидные плюсы, просмотр мультфильмов может
оказаться опасным, дети не всегда могут проигнорировать поступающую информацию
сомнительного характера. Современные мультипликаторы не всегда заботятся о
детской психике, а стараются сделать свое произведение как можно более
кассовым. Поэтому, влияние мультфильмов на психику детей бесспорно, и к
сожалению в современных реалиях, зачастую оно достаточно негативное. Ученые подтверждают
факты деструктивного влияния на психику детей некоторых продуктов анимационной
индустрии. Родители не подозревают, что мультики «изводят» детскую
психику.
Признаки опасных мультфильмов:
- Слишком яркие цвета. Психика детей еще не сформирована полностью.
Кричащие цвета с яркими вспышками света и громкими звуками очень давят на
психику детей. Если смотреть такие мультики вечером, то ребенок перевозбудится,
и родителям будет сложно уложить его спать. Кроме того, яркие мультфильмы могут
негативно отразиться на зрении ребенка и даже спровоцировать у больных детей
приступ эпилепсии.
- Громкое звуковое сопровождение. Резкие звуки, напряженная музыка
оказывают угнетающее влияние на детскую психику, вызывают повышенную
тревожность. Отсюда возможно проявление страхов. Важно, чтобы мультфильм
озвучивали несколько актеров живыми голосами, меняя интонацию в зависимости от
ситуации. Также будет полезно, если главный герой озвучивает свои переживания,
идеи, мысли, оценку своих поступков. Монотонные мультфильмы способны «убить» в
ребенке эмоции, снизить заинтересованность окружающим миром.
- Присутствие сцен агрессии и насилия. Следует избегать
мультфильмов, где герои проявляют повышенную агрессию по отношению друг к
другу, постоянно дерутся, наносят вред окружающим, а также демонстрации
атрибутов смерти (орудия убийств, кладбища, кровь, черепа).
Ребенок после просмотра, подражая главным героям, может проявить агрессию и
жестокость в реальной жизни. Ему еще трудно разобраться, кто из героев хороший,
а кто плохой. И он выбирает ту стратегию поведения, которая кажется ему более
логичной.
- Плохое (девиантное) поведение героев. В
мультфильме персонажи могут обижать, грабить, убивать и при этом не
подвергаться осуждению и наказанию. У маленьких детей складывается представление
о вседозволенности, разрушаются эталоны хорошего поведения, снимаются
социальные запреты (можно делать все что угодно и ничего за это не
будет).
Если вдруг вы увидите, что ваш ребенок смотрит подобные сцены, не
выключайте ежесекундно телевизор, а, наоборот, присоединитесь к просмотру.
Только теперь важны ваши комментарии. Отмечайте каждый проступок героя: «Как
он ужасно поступил, не правда ли?».
- На экране демонстрируется опасное для жизни поведение. Мультики,
где персонажи «лихачат», прыгают с крыш, бегают по
проезжей части, подвергают опасности свою жизнь, оказывают негативное влияние
на инстинкт самосохранения у детей. Дошкольники склонны подражать любимым
героям, и такие примеры могут обернуться травмами и страшной бедой для семьи.
Тут важно объяснить маленькому непоседе, что только в мультфильмах герои
остаются целыми и невредимыми, а в жизни подобные трюки могут закончиться
серьезными травмами.
- Присутствуют сцены неуважения к людям, растениям и животным. Во
многих современных мультфильмах есть насмешки, глумление над слабыми,
беспомощными героями, безобразное отношение к старости, материнству. Если
любимый герой не воспитан, задирист и груб, то циничное непристойное поведение
ребенка не заставит себя ждать.
- Уродливые, несимпатичные персонажи. Для детей внешность героев
очень важна, ведь они идентифицирует себя с ними. Если ребенок видит на экранах
чудовищ, монстров, уродливых героев, то страдает его внутренний мир,
самоощущение. Резкие угловатые супергерои могут восприниматься девочками как образец
будущего мужчины, а большеглазые таинственные и загадочные героини - как идеал
для мальчиков.
Если просмотр мультфильмов занимает у детей длительное время, то
это грозит нарушением внимания, возможны проявления импульсивного поведения,
неусидчивости, частые переключения с одного рода занятий на другие,
забывчивость, гиперактивность. Со временем совокупность всех этих факторов
может спровоцировать синдром дефицита внимания.
Многие родители обращали внимание, как меняется поведение детей
после просмотра современных мультфильмов.
«Маша и Медведь»
О «вредности» «Маши и Медведя» уже
давно говорят психологи. Маша - человек, девочка и она дает абсолютно четкие
модели поведения, которые дети молниеносно перенимают и усваивают. А делает
Маша жуть что. После просмотра нескольких серий мультфильма «Маша и
Медведь» ребенок начинает повторять действия Маши, сопоставлять
себя с героиней как единое целое. Ребенок начинает драться, падать на пол в
истерике, чтобы получить желаемое.
«Губка Боб»
Еще один американский «шедевр». Хотите
вырастить из ребенка человека недалекого ума? Тогда именно «квадратные
штаны» и стоит ему показывать. На протяжении всех сезонов Губка
Боб и его друг Патрик засовывают себе в уши и носы различные вещи, поедают
несъедобные предметы (например, фонарики, бьют друг друга по голове
кувалдой...Маленький ребенок обязательно захочет повторить «подвиги» любимых
мультяшных героев. И кто знает, чем может закончиться засовывание в нос детали
от конструктора...
Мнение психологов: мультфильм напрямую ведет ребенка к отуплению,
к его деградации как личности.
«Смешарики»
Одна из попыток сделать мультфильм и для детей, и для взрослых.
Некоторые серии для маленьких детей с 3-х лет, некоторые исключительно для
взрослых (или детей начиная с 7-8 лет) - потому что там
вложены такие смыслы и отношения, которые ребенок не способен прожить и уложить
в своем сознании. Это не плохой мультфильм. Единственное, там явное
противоречие, вроде бы по образам мультфильм подходит для совсем маленьких
детей, а по содержанию - нет. Поэтому опять же - к выбору мультфильма надо
подходить осознано. Предварительно смотреть и оценивать помимо образов и
героев, смыслы, эмоциональную составляющую мультика и т.д.
Каким образом мультики влияют на детскую психику?
Агрессивные, захватывающе - динамичные мультфильмы вызывают у
ребёнка напряжённость, кратковременный смех, а после просмотра - излишнюю
возбуждённость с проявлением словесной и физической агрессии. Наоборот, добрые
мультфильмы порождают у малышей массу позитивных эмоций, сопереживание, улыбки,
а после просмотра - воодушевление, смех, спокойное состояние.
Многие родители включают мультфильмы, своим малышам, от
безвыходности: пока дети, с наслаждением, смотрят очередной мультипликационный
фильм, взрослые успевают переделать всю домашнюю работу. И даже в магазин
могут «заскочить», если повезет. К ним, такое «везение»,
часто заглядывает, поскольку, стоит ребенку включить мультфильм, как его уже
невозможно «оторвать» от экрана телевизора или
монитора компьютера. Им кажется, что это - очень хорошо и удобно. Со вторым
словом «удобно» еще можно согласиться, в какой-то
степени. А вот с первым - никак.
Как считают врачи-офтальмологи, детям до двух лет не рекомендовано
показывать мультфильмы. Потом можно, но следует принять во внимание основные
принципы при подборе первых мультфильмов детям: картинки должны очень медленно
меняться для наилучшего восприятия детьми; сюжет должен быть понятным и
несложным для ребёнка, а длительность - минимальной.
Психологи рекомендуют отказаться от показа мультфильмов детям до 3
лет!
В этом возрасте у детей еще не сформированы основные функции
движения. Он не умеет одновременно держать предметы, двигаться, смотреть и
слышать. Поэтому при включении телевизора они загружаются в просмотр
мультфильмов и не отвлекаются на посторонние шумы, не двигаются.
В последующем у таких детей появляются проблемы с движением, с
речью, со зрением и с лишним весом. Развитие детей может сильно затормозиться.
Что же делать родителям?
Ни в коем случае нельзя оставлять ребёнка при просмотре
мультфильма, особенно если он смотрит картину в первый раз. Современные
мультфильмы часто рассчитываются на взрослых. Поэтому, мамам и папам стоит
смотреть их вместе с малышом, поясняя ему эпизоды, поведение героев, их
межличностное взаимоотношение друг с другом. Так можно отследить и
насильственные сцены, и нецензурные выражения и все то, что ребенку смотреть не
обязательно, по мнению взрослых. После просмотра мультфильма с ребёнком нужно
обсудить мультфильм, персонажей, спросить: «А как бы ты поступил на
месте того или иного героя?»
Приятного просмотра и любите Ваших детей!!